Igor Lissov (buchwurm) wrote,
Igor Lissov
buchwurm

За развлечения отвечать надо :-)

Итак, даю предварительный ответ на загадку, заданную прошлой ночью ( http://buchwurm.livejournal.com/151973.html ). Требовалось назвать шестую по времени пуска первого пускового участка железную дорогу общего пользования в Российской Империи. В ходе обсуждения выяснилось, что задуманный автором ответ неверен, и что действительный ответ может быть дан лишь с определенными оговорками.


Ну, первая, естественно, Царскосельская, по какой дате не считай – хоть по первому рабочему поезду на паровой тяге (06.11.1836), хоть по торжественному открытию (30.10.1837), хоть по началу регулярного движения по маршруту С.-Петербург – Царское Село (31.01.1838) и далее до Павловска (22.05.1838).
Вторая, о которой никто, кроме историков ж.д. транспорта, не помнит – это Варшавско-Венская (первый пусковой участок Варшава – Прушков – Гродзиск, 02.05.1845, к 1847 доведена до австрийской границы).
Третья – это знаменитая Петербургско-Московская, она же Николаевская и Октябрьская (первый пусковой участок С.-Петербург – Колпино, май 1847; вводилась частями, официальное открытие – 01.11.1851).
Четвертая – это Петербургско-Варшавская дорога (первый пусковой участок до Гатчины в ноябре 1853, если Раков нам не врет, дальше дело встало из-за Крымской войны, и до Луги дорогу довели лишь в 1857).
Пятая – Петербурго-Петергофская (первый пусковой участок через Лигово и Стрельну до Петергофа в 1857, ответвление от Лигово на Красное Село в 1859). У Ракова основной петергофской линии приписана дата открытия 21.07.1859, но отчего так, я пока не понял.
Шестая дорога Империи была официально открыта для публики 11.04.1861. Это был автономный участок от Ковно (Каунас) через Казлу-Руду до Вержболово (Вирбалис) с погранпереходом до прусского Эйдткунена. История ее весьма занимательна и достаточно полно изложена на сайте Литовских ж.д. ( http://www.litrail.lt/wps/portal ), причем, к чести этого оператора, на русском языке. Вот ее изложение:
После Крымской войны было возобновлено строительство Петербургско-Варшавской дороги. В 1859 г. было открыто движение от Луги до Пскова и вовсю строился участок Псков – Пыталово – Розиттен (Режица, Резекне; открыт в 1860) – Динабург (Двинск, Даугавпилс; 1861). Далее линия проектировалась через Вильно (Вильнюс) и Гродно на Варшаву.
Строительство на территории современной Литвы было начато в мае 1858 г. близ Вильно на участке длиной 18 верст. Здесь были выполнены пробные работы, выяснялось, с какими трудностями придется столкнуться при прокладывании дороги.
В это же время правительство Пруссии обратилось к России с просьбой об открытии строительства железной дороги от пограничного перехода Эйдткунен – Вержболово через Ковно до Ландварово (Лентварис) с примыканием по этой станции к Петербургско-Варшавской линии. В 1859 г. было принято положительное решение, и с 1 мая на трассе Динабург – Вильно – Ландварово – Ковно – Вержболово развернулись земельные работы.
Главный ход Петербургско-Варшавской дороги от Динабурга до Вильно был построен к концу лета 1860 г., и 4 сентября из Динабурга в Вильно пришел первый рабочий поезд. А вот на прусском ответвлении возникли проблемы. Его «держали» два объекта в Ковно – тоннель и мост через Неман. Строительство моста было начато в конце апреля, а тоннеля – 15 мая 1859 г. Однако осенью 1859 года в Балтийском море крушение потерпело судно, груженное металлоконструкциями для Ковенского моста. В результате первым был введен в строй изолированный участок прусского ответвления от Вержболово до Ковно. 11 апреля 1861 г. эта линия была принята в эксплуатацию (как тогда говорили, «открыта для публики»).
15 августа 1861 г. первый поезд прошел и от Ковно до Ландварово, однако на тоннельном участке пришлось воспользоваться обходом, а через Неман паровоз перевезли на пароме. Ковенский тоннель был закончен строительством 15 ноября 1861 г., а мост через Неман ввели в эксплуатацию 4 февраля 1862 г.
15 марта 1862 года было открыто постоянное движение от С.-Петербурга до Вильно и далее через Ландварово и Ковно на Вержболово. Тем самым островной приграничный участок, просуществовавший менее года, вошел в состав Петербургско-Варшавской дороги.
За этот год, однако, в Империи были введены в строй еще четыре (!) дороги. Правда, эти даты я не проверял, так что могут возникнуть всякие неожиданности.
Седьмое место с отставанием на два месяца досталось Московско-Нижегородской дороге: ее головной участок Москва – Петушки (ага!) открылся в июне 1861 г.
Восьмое место – Риго-Динабургская дорога, от Риги через Крейцбург (Крустпилс) до Динабурга, открыта 12.09.1861.
Девятое – головной участок Финляндских ж.д., Гельсингфорс - Хювинка - Рихимяки – Тавастгус, открыт в марте 1862 г.
Десятое – головной участок Московско-Ярославской дороги от Москвы до Сергиево, открыт 10.03.1862.
Теперь о том, почему первоначально задуманный ответ был неправильным. На шестом месте в моем списке тогда стояла островная Волго-Донская дорога от станции Волжская в Царицыне до станции Донская в городе Калач, с датой открытия 04.10.1859. Дата эта неверна, недлинную дорогу эту начали в 1859 г. и строили долго, строителей не жалели (это о ней Добролюбов писал памфлет насчет «опыта отучения людей от пищи»). Открылась она лишь 5 мая 1862 года, и теперь занимает в моей таблице 11-е место.
Еще одна «развенчанная» легенда касалась дороги Грушевка - Каменоломни - Новочеркасск – Аксай. У Ракова значится, что она была открыта 14.05.1861, однако и эта дата ошибочна. В реальности дорогу торжественно открыли 29.12.1863, а для регулярного движения – с 01.01.1864. Выше нее по списку идут головной участок Московско-Рязанской (20.07.1862, если Раков нам не врет) и Варшаво-Бромбергская ж.д.
Subscribe

  • МЛМ пристыковался к МКС

    Что называется, "всем смертям назло". Поздравляю!

  • Ван Сицзи

    26 июля исполнилось 100 лет академику Ван Сицзи, главному конструктору РН "Чанчжэн-1" и первого китайского возвращаемого спутника.

  • 25 лет

    Лисов Анатолий Тихонович 24.03.1926 -- 22.07.1996

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment