Igor Lissov (buchwurm) wrote,
Igor Lissov
buchwurm

Category:

В 10 часов 53 минуты у деревни Смеловки...

Посадка Гагарина, в отличие от старта, с самого начала обросла целым ворохом сплетен и слухов. Прекрасный сборник документов "Человек. Корабль. Космос", выпущенный РГАНТД к юбилею, позволяет приблизиться к истине... но не факт, что это приближение окончательно.

Итак, старт состоялся 12 апреля 1961 года в 09:06:59.7 ДМВ, и "Восток" был выведен на орбиту в 09:18:07 по докладу самого Гагарина во время полета или в 09:18:28 согласно "Предварительному отчету" от 29 мая. Есть еще время наступления невесомости из медицинского отчета ГНИИ АиКМ -- 11 мин 27.1 сек от момента старта...

С отделением автоматически запустился цикл спуска в бортовом программно-временном устройстве "Гранит-5В", и через 67 минут включилась тормозная ДУ, расположенная в приборном отсеке корабля.

ТДУ запустилась в 10:25:04 и отключилась спустя 44 секунды по аварийному таймеру, не набрав необходимого импульса -- "Восток" уменьшил орбитальную скорость на 132 м/с вместо 136 м/с по плану.

Следствиями нештатной работы ТДУ стали закрутка корабля после ее выключения и неразделение отсеков, ожидавшееся через 4-8 секунд после выключения.

Тем не менее "Восток" сошел с орбиты и примерно в 10:37 стал входить в атмосферу. Произошло разделение отсеков, и в течение пяти минут спускаемый аппарат гасил свою почти орбитальную скорость, отдавая энергию ударной волне и нагреваясь.

Измерения автономного регистратора "Микрон" были зашумлены, и восстановить точный ход перегрузки оказалось невозможно, но моделирование показало, что в течение 300 секунд она выросла от нуля до 12g, продержалась на этом уровне несколько секунд и пошла на спад. Подтверждением результатов моделирования стал послеполетный доклад Ю.А.Гагарина, который сообщил о появлении серой пелены перед глазами.

Спустя 300 секунд после начала перегрузок спускаемый аппарат уже снижался в атмосфере с установившейся скоростью порядка 210 м/с.

В 10:42 по сигналу барореле на высоте около 7000 м над волжским разливом, образованным плотиной Сталинградской ГЭС, прошел отстрел крышки люка и состоялось катапультирование кресла с пилотом. Через 0.5 сек ввелся тормозной парашют площадью 2 м2, обеспечивший стабилизированный спуск кресла со скоростью 60-70 м/с до высоты примерно 4000 м.

Здесь по сигналу барореле ввелся основной парашют площадью 82.5 м2. Одновременно произошел сход пилота с кресла и отделение контейнера с носимым аварийным запасом, включая надувную лодку. Последний должен был зависнуть в 15 метрах ниже Гагарина, но оторвался и упал (и не был найден).

На высоте 3000 м автоматически ввелся спасательный парашют пилота площадью 54 м2. В этот день был сильный ветер, и спасательный парашют наполнился, хотя по условиям штатного ввода при скорости спуска 6-7 м/с он мог остаться ненаполненным.

Сильный ветер северо-западного (в приземном слое -- западного) направления отнес Ю.А.Гагарина на сушу. В 10:53 ДМВ (а не в 10:55, как было объявлено 50 лет назад и с тех пор не подвергалось сомнению) космонавт приземлился восточнее деревни Смеловка, в 4 км от берегового обрыва.

На спускаемом аппарате на высоте 4000 м прошел отстрел крышки парашютного люка и был введен вытяжной купол площадью 1.5 м2, затем тормозной купол площадью 18 м2, и наконец на высоте 2000 м при скорости 70 м/с -- основной купол площадью 574 м2. На нем СА приземлился на самом краю высокого берега Волги в 10:48 со скоростью 10-12 м/с. "Шарик" подпрыгнул, упал и остановился в трех метрах от точки первоначального касания.

На первом рисунке из отчета НИЭИ ПДС от 28 августа 1961 г. показано взаимное положение объектов, найденных на месте приземления Ю.А.Гагарина: кресла пилота, крышки парашютного люка с камерой вытяжного купола СА, тормозного купола СА, спускаемого аппарата с основным куполом, и в пяти километрах восточнее -- двух куполов пилота. На месте не были найдены снаряд с камерой тормозного купола от кресла пилота и вытяжной купол СА с камерой тормозного купола.



На втором рисунке приведены результаты моделирования хода катапультирования и спуска от момента выхода кресла пилота над Волгой примерно в 1 км от берега и до посадки СА и пилота. Расстояния на этой схеме получились примерно в полтора раза больше реальных.



За спуском Гагарина наблюдал командир дивизиона ПВО майор Ахмед Николаевич Гасиев, который направил своего политрука К.В.Копейкина к месту посадки СА, а сам выехал к месту приземления Гагарина. По отчету Гасиева, он зафиксировал посадку космонавта в 10:55 и сам был рядом с ним в 10:59. На колесном артиллерийском тягаче Гасиева Гагарин был доставлен в дивизион, откуда доложил об окончании полета командиру корпуса ПВО.
Subscribe

  • О Чебурашке

    В сельце Никольском Московского уезда в конце XIX и начале XX века фиксируются фамилии Чубурашкин и Чебурахин. И это было задолго до писателя…

  • МЛМ пристыковался к МКС

    Что называется, "всем смертям назло". Поздравляю!

  • Ван Сицзи

    26 июля исполнилось 100 лет академику Ван Сицзи, главному конструктору РН "Чанчжэн-1" и первого китайского возвращаемого спутника.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • О Чебурашке

    В сельце Никольском Московского уезда в конце XIX и начале XX века фиксируются фамилии Чубурашкин и Чебурахин. И это было задолго до писателя…

  • МЛМ пристыковался к МКС

    Что называется, "всем смертям назло". Поздравляю!

  • Ван Сицзи

    26 июля исполнилось 100 лет академику Ван Сицзи, главному конструктору РН "Чанчжэн-1" и первого китайского возвращаемого спутника.