Igor Lissov (buchwurm) wrote,
Igor Lissov
buchwurm

К годовщине

1 мая 1960 г. в 08:53 по московскому времени в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) на высоте 20 км ракетой комплекса С-75 был сбит разведывательный самолет U-2, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом и совершавший полет по маршруту Пешавар – Тюратам – Свердловск – Киров – Плесецк – Архангельск – Мурманск – Будё. Пилот выпал из разрушающейся машины, спустился на парашюте и был арестован.
5 мая на сессии Верховного Совета СССР Н.С.Хрущев заявил, что разведывательный самолет без опознавательных знаков, предположительно, американский, нарушил воздушное пространство СССР и был сбит силами ПВО, в отличие от предыдущего нарушителя, которому 9 апреля удалось невредимым уйти за границу. О месте событий и о поимке Пауэрса советский премьер умолчал, надеясь получить с этого политические дивиденды.



Расчет оказался точным. Госдепартамент США выдал в ответ версию о потере U-2 в районе турецко-советской границы. Печальную обязанность озвучить придуманные на скорую руку «подробности» возложили на NASA, которое 5 мая выдало пресс-релиз на двух страничках.

alt

alt

Датой 9 мая был помечен очередной номер американского журнала Aviation Week – неофициального органа авиационной промышленности США. (Тогда она еще не называлась аэрокосмической, а название журнала не включало вторую половину – & Space Technology.) Издание выходило по понедельникам, и последняя информация в номер попадала за четверг предыдущей недели, то есть как раз за 5 мая. Поэтому сенсационной пропаже U-2 была посвящена лишь небольшая, на полстраницы, врезка, в которой пересказывался пресс-релиз NASA и давались отдельные цитаты из речи Н.С.Хрущева:

alt

К моменту этой публикации, однако, ситуация изменилась: Хрущев огласил обстоятельства уничтожения самолета, сообщил о пленении летчика и распорядился выставить в Парке культуры и отдыха имени М.Горького в Москве обломки U-2. В ответ 9 мая президент США Д.Эйзенхауэр заявил, что лично санкционировал разведывательные полеты над территорией СССР и оставляет за США такое право и впредь.
Естественно, в номере за 16 мая Aviation Week развернулась вовсю, начиная с редакционной статьи Lockheed U-2 Over Sverdlovsk: A Study In Fabrication. В ней главред Роберт Хотц (Robert Hotz) отстрелялся «и по нашим, и по вашим».
В адрес Н.С.Хрущева были выдвинуты обвинения во лжи. Во-первых, дескать, ни о каком уничтожении U-2 на высоте 65000 футов не может быть и речи, потому что, разумеется, у Пауэрса просто заглох двигатель и он был вынужден спуститься до 40000 футов, чтобы перезапустить его, а советская версия предназначена лишь для успокоения собственного населения. Во-вторых, прежде чем остатки U-2 были привезены в парк Горького, советская пропаганда пыталась «продать» под их видом фрагменты разбившегося в феврале Ту-104. В-третьих… в общем, пунктов было много, и некоторые из них были вполне справедливыми, но все это побивалось капитальной ошибкой в пункте первом: U-2 действительно был сбит ракетой на 20-километровой высоте.



Д.Эйзенхауэру также досталось на орехи, и не только за преднамеренную фальсификацию истории уничтожения U-2. Мало того, что он порушил на корню репутацию ученых NASA, типичных обитаталей «башни из слоновой кости», и поставил под угрозу планы международного сотрудничества в области космических исследований. Мало того, что Госдепартамент и ЦРУ оказались голыми перед лицом фактов. Открытое признание президентом шпионажа как составной части национальной политики, по мнению авиационных кругов, было политической ошибкой. В общем, заметил Хотц, единственное, что было правильным в этой операции – это очень высокое жалование пилотов U-2: тридцать тысяч долларов в год.
Интересен также откровенный вывод в этой редакционной статье: «Фактически мы ведем войну против сил коммунизма. Эта война очень непохожа на те, что мы вели раньше, и она ведется оружием, которое нам непривычно использовать. Безрукость, наивность и невинность наших разных правительственных агентств, проявленные в эпизоде с U-2, ясно показывают, что мы еще не организованы как следует для такого рода конфликта и в действительности не понимаем еще его объема и стратегии».
Интересно, что в номере за 23 мая, где уже подробно описывались конструкция U-2 и задание Пауэрса, версия заглохшего двигателя все еще оставалась «единственно верной» – с той разницей, что ее авторы «подняли» потолок U-2 аж до 27 км. Очень уж не хотелось признавать, что эпоха беспрепятственных полетов над Союзом подошла к концу.



Subscribe

  • О слушателях-космонавтах

    Положение о космонавтах СССР, введенное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1960 №866-361, узаконило термин «отряд космонавтов» и должности…

  • Ого :-)

    В последней серии детективного сериала на ТВЦ появляется помощник присяжного поверенного Владимир Ильич Ульянов.

  • На МКС похоже

    Когда тебя везут на каталке, потолок кажется полом, двери -- люками. В разных помещениях потолки на разной высоте, соответственно пол в каждом отсеке…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • О слушателях-космонавтах

    Положение о космонавтах СССР, введенное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1960 №866-361, узаконило термин «отряд космонавтов» и должности…

  • Ого :-)

    В последней серии детективного сериала на ТВЦ появляется помощник присяжного поверенного Владимир Ильич Ульянов.

  • На МКС похоже

    Когда тебя везут на каталке, потолок кажется полом, двери -- люками. В разных помещениях потолки на разной высоте, соответственно пол в каждом отсеке…