Igor Lissov (buchwurm) wrote,
Igor Lissov
buchwurm

Categories:

Москва. Боровское шоссе

(к истории Юго-Запада)

Старинное Боровское шоссе в пределах МКАД разорвано на три части. Его начальный участок от современного проспекта Вернадского до улицы Удальцова частично сохранился в виде парковой аллеи. Далее идет уцелевший участок от Удальцова до Лобачевского, упирающийся в здания МГИМО. Второй сохранившийся фрагмент проходит от ул. Коштоянца до ул. Покрышкина, а третий -- между двумя территориями Востряковского кладбища.
В 1964 году, когда шоссе еще существовало почти на всем своем протяжении, по нему ходил 114-й автобус от ул. Кравченко до Востряковского кладбища. В ноябре он был отменен, но той же трассой от Удальцова до МКАД и далее до платформы Востряково пущен 66-й. Впоследствии к нему добавился ряд солнцевских и очаковских маршрутов, идущих от метро Юго-Западная.
В 1970-1972 гг. Боровское шоссе было разорвано на участке от ул. Лобачевского до продолжения ул. 26 Бакинских комиссаров в связи с началом строительства в 1970 г. комплексов МГИМО и МИРЭА. Как следствие, маршрут 66 был направлен в объезд мимо м. Юго-Западная.
Вплоть до 1979 года маршруты 66, 120, 196, 226, 261, 284, 520, 552 пролегали от м. Юго-Западная по продолжению ул. 26 Бакинских комиссаров (ошибочно указана в истории маршрутов на bus.ruz.net как Центральная ул.) и Боровскому шоссе (его участок в пределах села Никулино действительно назывался Центральная ул.). Остановки: Метро Юго-Западная, Боровское шоссе, Никулино, По требованию, Востряковское кладбище, Кольцевая дорога.
Очаковские маршруты 120, 196, 226, 261, 284 сворачивали с Боровского шоссе перед кладбищем на север, на Востряковское шоссе. Остановки: По требованию, Тарный завод, Востряковское шоссе, Школа-интернат.

SW-sm.jpg
Наложение современной Яндекс-карты на фрагмент топографической карты 1965 года.

В 1980 г. продолжение ул. 26 Бакинских комиссаров соединили с ул. Коштоянца проектируемым проездом 5403 в обход территорий МГИМО и МИРЭА с севера, и с нового участка сделали ответвление к Олимпийской деревне. В июле 1980 г. по этим улицам от Юго-Западной в Олимпийскую деревню был продлен маршрут 165.
В 1980 г. был открыт Мичуринский проспект мимо Олимпийской деревни, выведенный далее через продолжение Озерной улицы у МКАД на Боровское шоссе. Выезд из Очаково осуществлялся теперь по пр.пр. 1980, Мичуринскому пр-ту, ул. Лобачевского и пр-ту Вернадского. С ноября 1980 г. по такой трассе следовали к Юго-Западной маршруты 226, 261, 284.
В 1981 г. движение по участку Боровского шоссе, проходящему через Никулино, было закрыто для застройки района. С октября 1981 г. маршруты 66, 196, 518, 520, 552 также были проложены в объезд по проспекту Вернадского, ул. Лобачевского и Мичуринскому пр-ту.
С ноября 1981 г. маршруты 66, 196, 520 были пропущены по новой ул. Коштоянца вместо Лобачевского и Вернадского. С мая 1985 г. аналогичным маршрутом стали следовать 718 (518) и 752 (552).
В 1983 г. в Никулино была построены и открыты ул. Покрышкина, Тропаревская и Академика Анохина. По ним в августе 1983 г. пустили от Юго-Западной маршрут 667, а в ноябре 1985 г. – продлили 261 и 688.
В 1988 г. улицу Покрышкина и пр.пр. 1980 соединили. Этот участок, частично совпадающий со старым Востряковским шоссе, назвали Никулинской ул. На новую трассу Юго-Западная – ул. Покрышкина – Никулинская ул. – Озерная ул. – Боровское шоссе перевели маршруты 66, 226, 699, 718, 720, 752. На новой ул. Коштоянца оставили маршрут 785.
Так закончилась миграция солнцевских маршрутов с улицы Коштоянца и Боровского шоссе на ул. Покрышкина и Озерную улицу.



20150708_175400s.jpg
Вот здесь солнцевские автобусы резко поворачивали направо, чтобы начать путь от Юго-Западной к Боровскому шоссе. Этот участок уличной сети уничтожен и заменен пешеходной дорожкой.

20150708_180414s.jpg
Современная улица Коштоянца – часть исторической трассы. В те времена у дороги не было ни этого названия, ни «Синего зуба» над нею.

20150708_181022s.jpg
Поворот на Боровское шоссе. Влево идет улица Коштоянца к Юго-Западной, направо уходит шоссе.

20150708_181102s.jpg
Здесь бывшая дорога расширена до четырех полос…

20150708_181405s.jpg
… но чуть дальше становится двухполосной, как и полвека назад. Справа находился поселок Никулино, чуть дальше начиналась деревня Никулино, и сохранившийся участок шоссе носил название Центральная улица.

20150708_182244s.jpg
Перед современной улицей Покрышкина улица делает резкий поворот влево. Шоссе, конечно, шло прямо.

20150708_182910s.jpg
И выходило вот сюда, к автостоянке №455. Здесь приходится оглянуться, потому что иначе взгляд упрется в забор.

20150708_184507s.jpg
Не меняя направление взгляда, мысленно перенесемся дальше от Москвы, за территорию, занятую гаражами. Ворота как раз перекрывают выход Боровского шоссе на запад.

20150708_184523s.jpg
Ну а теперь вперед, в сторону Солнцево! Спускаемся в долину речки Очаковки…

20150708_184839s.jpg
… и еще раз оглядываемся. Похоже на подлинный участок мостовой.

20150708_184848s.jpg
Увы, очень короткий. Дальше плиты сняты и шоссе заросло, а то, что виднеется слева – это дело рук современных ландшафтных дизайнеров.

20150708_185107s.jpg
Подходим к развалинам строительного рынка.

20150708_185222s.jpg
Вот здесь, у тыльной стены территории рынка, от Боровского шоссе направо ответвлялась дорога в Очаково, примыкая в середине к современной Никулинской улице.

20150708_185703s.jpg
Преодолеваем развалины и оглядываемся в последний раз уже с «живого» участка Боровского шоссе. Через эти ворота проходил короткий путь в Москву.

20150708_185708s.jpg
Впереди по обе стороны от шоссе – Востряковское кладбище.

20150708_190043s.jpg
По бокам дороги издавна лежат железобетонные тюбинги. Кто знает, откуда они тут взялись, тот молодец, а остальным и не надо.

20150708_190626s.jpg
Когда-то здесь была конечная 114-го автобуса, потом остановка 66-го, потом маршрутов стало много, потом не стало совсем. Теперь здесь проходят при следовании в сторону Солнцева две маршрутки Мосгортранса.

20150708_190551s.jpg
Официальный адрес кладбища не соответствует его положению и историческому адресу. В действительности улица Озерная проходит по северной границе его территории, где даже ворот и входа нет.

20150708_190853s.jpg
До 1981 года шоссе шло дальше и выходило прямо на мост через МКАД.

20150708_191106s.jpg
А теперь, увы, прямой выезд перекрыт. Заехать на этот участок можно только с МКАД, выехать – только на Озерную в сторону центра.

Tags: Москва
Subscribe

  • О Чебурашке

    В сельце Никольском Московского уезда в конце XIX и начале XX века фиксируются фамилии Чубурашкин и Чебурахин. И это было задолго до писателя…

  • МЛМ пристыковался к МКС

    Что называется, "всем смертям назло". Поздравляю!

  • Ван Сицзи

    26 июля исполнилось 100 лет академику Ван Сицзи, главному конструктору РН "Чанчжэн-1" и первого китайского возвращаемого спутника.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • О Чебурашке

    В сельце Никольском Московского уезда в конце XIX и начале XX века фиксируются фамилии Чубурашкин и Чебурахин. И это было задолго до писателя…

  • МЛМ пристыковался к МКС

    Что называется, "всем смертям назло". Поздравляю!

  • Ван Сицзи

    26 июля исполнилось 100 лет академику Ван Сицзи, главному конструктору РН "Чанчжэн-1" и первого китайского возвращаемого спутника.