Igor Lissov (buchwurm) wrote,
Igor Lissov
buchwurm

Category:

Кто руководил московским трамваем до 1917 года?

7 марта 1900 г. Московская городская дума по инициативе гласного Н.Н.Щепкина приняла решение о создании московского трамвая как городского предприятия, силами и на средства городского управления. Официальное его название было – Московские городские железные дороги.
В результате переговоров Городской управы с Обществом железно-конных дорог в ноябре 1900 г. было достигнуто соглашение, и с 13 (27) сентября 1901 г. в собственность города перешли его предприятия, в том числе Петровская и Лесная линии электрического трамвая. Городская управа обязалась выплачивать прежним владельцам 485 тыс руб ежегодно до окончания в 1918 срока концессии. Общество было ликвидировано, его функции перешли к Отделению Городской управы по отделу конно-железных дорог. Правление городских железных дорог разместилось на Рождественском бульваре в доме Силуанова.
Бельгийское акционерное общество московских конно-железных дорог отказалось передать городу свою часть сети и в 1901 г. вновь выделилось в самостоятельное предприятие, в управлении которого остались девять линий конки и Долгоруковская линия электрического трамвая, а также Электрический парк и подстанция на Башиловке.

7596
Трамвай на Садово-Спасской в 1917 году. Заимствовано с https://pastvu.com/p/7596 , источником назван журнал "Искры" №40 за 15.10.1917.

В августе 1902 года Городская управа рассмотрела и приняла проект первой очереди городского трамвая, подготовленной инженером А.Л.Линевым.
3 августа 1903 г. прошло торжество закладки рельсовых путей городского электрического трамвая. В 12 часов дня на Александровской площади было совершено молебствие в присутствии Городского головы князя В.М.Голицына, строителя городского электрического трамвая инженера А.Л.Линева, члена Городской управы, председателя Совета городских железных дорог Ф.Н.Кондрашева, председателя Комиссии по переустройству водопровода и канализации И.Ф.Рерберга, московского оберполицеймейстера генерал–майора А.Ф.Трепова, гласных Городской думы, приглашенных и рабочих.

Инвестиции в трамвайную сеть Москвы достигли 10 млн руб в год. Первой 9 (22) сентября 1904 г. была открыта Марьинская линия (Сухаревская площадь – Марьина Роща). На торжественном молебствии в реконструированном Миусском парке присутствовали Городской голова князь В.М.Голицын, члены Городской управы Ф.Н.Кондрашев и Д.Д.Дувакин, инженеры-строители первой очереди трамвая А.Л.Линев и Е.Я.Шульгин, рабочие, вагоновожатые и кондуктора, технический персонал и служащие городского трамвая.
Федор Никитич Кондрашев с апреля 1903 года заведовал в Городской управе VI отделением, то есть строительной и землемерной частью и городскими железными дорогами. Дмитрий Дмитриевич Дувакин сменил его и принял пост председателя Совета городских железных дорог в 1905 году. В 1906 году была введена отдельная должность члена Городской управы по заведованию городскими железными дорогами – им стал Сергей Васильевич Челноков (1860–1924), представитель известной семьи промышленников в области стройматериалов. В историю он вошел не только как куратор московского трамвая, но и как прекрасный фотограф, коллекция которого после эмиграции автора осталась в России. С.В.Челноков намеревался покинуть пост осенью 1914 года в связи с избранием Городским головой его младшего брата Михаила Васильевича Челнокова, но в справочниках «Вся Москва» последующих лет продолжал числиться в прежней должности.
Реальную работу в Управлении городских железных дорог возглавляли два других члена Совета и заместителя Ф.Н.Кондрашева. Заместителем по технической части был инженер Евгений Яковлевич Шульгин, а по хозяйственной – Николай Александрович Крестовоздвиженский. Совещательным членом Совета и управляющим Отделом по постройке электрической тяги был инженер по электрической тяге Александр Логинович Линев, инженером при отделе состоял его помощник и преемник Михаил Константинович Поливанов.
А.Л.Линев (1843–1918) был уникальной для того времени личностью. Юным революционером в мае 1866 года он был арестован по делу Каракозова и выслан в город Тотьму Вологодской губернии под надзор полиции на 5 лет. В 1873 г. по окончании срока ссылки А.Л.Линев выехал за границу, жил в Цюрихе и учился в Политехникуме. Он был лично знаком с Этель Войнич и Томасом Эдисоном, он создал многорупорную систему записи звука для фонографа, а кроме того, занимался фотографией и автохромией. С 1898 по 1908 год А.Л.Линев отвечал за проектирование и строительство московского трамвая, позднее работал инженером-консультантом Отдела постройки.
15 февраля 1907 г. дала ток Главная трамвайная электростанция во дворе Винно-соляного склада, у Малого Каменного моста, построенная под наблюдением М.К.Поливанова. К 1 января 1907 г. из 125.1 км линий конных железных дорог было электрифицировано 74.4 км. В июле 1908 г. в составе Управления городских железных дорог работало 13 линий трамвая и 10 линий конки. К январю 1909 г. сеть трамвая достигла протяженности в 108 верст (115 км) одиночного пути и состояла из 19 маршрутов. 19 ноября 1909 года на выкупленных линиях состоялся последний рейс конки, после чего на конной тяге осталась лишь загородная Богородская линия.
В начале 1908 года помимо именных обозначений были введены номера трамвайных линий.
В 1907 году была введена должность управляющего Управления городских железных дорог, которым стал Сергей Сергеевич Шестаков, будущий автор плана «Большая Москва».
М.К.Поливанов, оставаясь помощником управляющего Отделом по постройке электрической тяги, одновременно являлся заведующим производством тока в Управлении ГЖД. Вскоре он сменил А.Л.Линева во главе Отдела постройки, а 18 января 1909 г. был назначен управляющим вновь созданного Отдела эксплуатации вместо С.С.Шестакова. Таким образом, с 1909 г. Поливанов руководил обоими направлениями, а фактически и Управлением ГЖД в целом. Он оставил свой пост 16 ноября 1917 г. в связи с забастовкой трамвайных инженеров и техников Москвы.
Михаил Константинович Поливанов был также неформальным лидером «городского» проекта Московского метрополитена, который разрабатывался в 1911–1916 гг. в противовес частным проектам метрополитенов А.И.Уткина и К.К.Руина.
Для ведения его при Управлении ГЖД был создан Отдел по разработке проекта внеуличных дорог, который фиксируется справочниками «Вся Москва» на 1916 и 1917 годы, а следовательно, уже существовал в 1915 году. Штат отдела состоял из заведующего в звании инженера, двух инженеров, одного техника-чертежника и двух чертежников.
Заведующим отделом являлся Константин Константинович Моняков, сын заведующего отделом текущих счетов Московского купеческого банка Константина Александровича Монякова, который в 1908–1913 годах являлся помощником заведующего Службы пути и ремонта зданий Отдела постройки. В 1916 г. в связи с мобилизацией А.Д.Пудалова, заведующего Службой движения, К.К.Моняков был назначен исполняющим его обязанности, а место зав. отделом внеуличных дорог осталось вакантным.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment